Пенсионеры МВД РФ из числа сотрудников налоговой полиции имеют право на возмещение расходов по оплате проезда один раз в год к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Однако решениями Центра пенсионного обслуживания при УВД по Владимирской области (далее – ЦПО при УВД по Владимирской области) в удовлетворении заявлений З. об оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно неоднократно было отказано со ссылкой на то, что право на возмещение расходов по проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно пенсионерам МВД РФ из числа сотрудников налоговой полиции законодательными актами не предусмотрено. В связи с этим З. трижды обращался в суд с иском к УВД по Владимирской области о взыскании расходов по проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Апелляционным решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 06.08.2007 г., решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 30.12.2008 г. исковые требования З. были удовлетворены, в его пользу взысканы указанные расходы соответственно за
Принимая решения об удовлетворении исковых требований З. суды исходили из следующего.
З., будучи пенсионером налоговой полиции, перед переводом на пенсионное обеспечение в МВД РФ пользовался оспариваемой льготой на возмещение ему расходов по оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Также судом установлено, что З. после выхода на пенсию, фактически пользовался данной льготой. Путевки в санатории поступали из медицинского управления ФСНП РФ и были получены З. для прохождения санаторно-курортного лечения. Выслуга истца на момент увольнения из органов налоговой полиции по сокращению штатов составила: календарная – 20 лет 4 месяца 29 дней, льготная – 2 года 10 месяцев 10 дней, за учебу – 1 год 8 месяцев 25 дней, всего 25 лет 4 дня. В период прохождения службы З. получена вторая группа инвалидности.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», действовавшего в период службы истца, федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами. Статья 13 указанного Закона устанавливает, что порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации.
Согласно ст. 41 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 № 4991-1 (утратило силу с 01.07.2003 г.), сотрудники налоговой полиции и члены их семей имеют право на проезд и перевозку собственного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом за счет средств Департамента налоговой полиции в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации. Данный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», абзац восьмой части 1 которого закрепляет, что возмещаются расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более независимо от основания увольнения, - на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
На основании ст. 41 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 № 4991-1, и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» принят приказ Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 14.02.2002 № 19 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества». В соответствии с п. 1 указанного приказа сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, гражданам, уволенным со службы в органах налоговой полиции, и членам их семей (близким родственникам), возмещаются расходы, связанные с приобретением проездных документов и с перевозкой личного имущества, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевозки, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозке, в пределах норм, установленных для соответствующих категорий сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах налоговой полиции, а также членов их семей (близких родственников).
Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с 01.07.2003 г. упразднена ФСНП России. Пунктом 6 данного Указа Правительству Российской Федерации и руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручено обеспечить согласно законодательству Российской Федерации выплату гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, пособий, а также предоставление им и членам их семей установленных льгот и компенсаций.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лица, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объемы социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 19, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление от 24 мая 2001 года №8-П, Определение от 04 апреля 2006 года №89-О, Определение от 08.02.2007 № 321-О-П).
Несмотря на сложившуюся в регионе судебную практику по данному вопросу, решением ЦПО при УВД по Владимирской области от 19.01.2009 г. З. вновь отказано в оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в 2008 году, в связи с чем З. вынужден был опять обратиться в суд за защитой своих прав. Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 13.04.2009 г. исковые требования З. к УВД по Владимирской области удовлетворены, указанное решение ЦПО признано незаконным, в пользу З. взысканы расходы по оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в октябре